пятница, 18 января 2019 г.

Особенности психического развития детей 3-4 лет

   Три года — это возраст, который можно рассматривать как определенный рубеж развития ребенка с момента его рождения. Для ребенка в возрасте 3-4 лет:
  1. Характерны аффективные вспышки по незначительным поводам. Эмоциональный фон неустойчивый. 
  2.  Эмоциями управлять не может, потому что у него низкий самоконтроль поведения и волевой регуляции. 
  3. В норме самооценка завышена – это позволяет ребенку осваивать новые виды деятельности. 
  4. Не предвидит последствий поступка и самое главное НЕ ПЕРЕЖИВАЕТ – по поводу поступка и по поводу последствий.


Основные потребности в этом возрасте — потребность в общении, уважении и признании. Основной и самый важный для ребенка вид деятельности — игра. Начинает зарождаться сюжетно-ролевая игра: ребенок в игре «замещает» одни предметы другими, также можно наблюдать короткие сюжеты с одной-двумя ролями. 
   В возрасте 3-4 лет активно развивается восприятие (слуховое, зрительное, тактильное и т.п.), что способствует формированию целостной картины мира. Детки учатся оперировать простейшими сенсорными эталонами: геометрическими формами и цветами. Важно создавать условия для получения полноценной сенсорной информации из внешнего мира через разные направленности, сравнения: теплый/холодный, громкий/тихий, гладкий/шероховатый, светлый/темный. Здесь речь идет в первую очередь об опыте, ощущении, а потом уже о назывании, о слове. 
   Активно развивается моторная кора, поэтому нужно обратить внимание на развитие крупной и мелкой моторики, соответствующей возрасту ребенка: бег, прыжки на двух и на одной ноге, умение пройти по дощечке, переступить через палочку, управление пальчиками. Управление движениями даст «опыт» для регуляции более тонких внутренних состояний (эмоций и т.п.), а также обеспечит развитие речи. 
  Внимание и память у детей в этот период остаются непроизвольными: концентрация на ярких, эмоциональных событиях. 
   Касаемо речи, в 3 года завершается этап её активного формирования - в словаре ребенка около 1000 (1500) слов, существительные и глаголы. Постепенно словарь расширяется за счет прилагательных и др. частей речи. 
  Мышление постепенно переходит от наглядно-действенного (предметно-действенного) к наглядно-образному мышлению. Мыслительные операции (сравнение, обобщение, анализ) происходят еще на фоне манипуляции с предметами (соотносящих и орудийных действий), но ребенок уже может решать некоторые задачи с опорой на «картинку», т.е. только на зрительное восприятие ситуации. 
    В возрасте 3-4 лет помимо психических функций у ребёнка начинает активно развиваться личностный компонент, происходит так называемый кризис 3-х лет, проходящий под эгидой «Я САМ!»
- Происходит формирование «противо-воли», что выражается в желании делать все по-своему, наперекор взрослым. Она совершенно необходима ребенку для благополучного отделения. Ребёнок бунтует против тех норм воспитания, которые сложились, считая, что он «вырос из них». Ребёнок хочет признания своей самостоятельности и независимости. 
- Проявления осознания себя как отдельного человека будут выражаться в его потребности отвергать почти все, что предлагают родители, и делать что-то самому, даже если ему этого не очень хочется или пока не по силам. Ребенок дает негативную реакцию не на само действие, которое он отказывается выполнять, а на требование или просьбу взрослого. 
- Происходят изменения эмоционально-волевой сферы, что приводит к самостоятельному регулированию поведения и деятельности ребенка. 
- Дети в игре со сверстниками учатся чувствовать и защищать свои личностные границы и воспринимать их наличие у других людей. Ребенок вынужден учиться учитывать желания и чувства партнеров по игре, иначе рискует остаться в одиночестве и скучать. 
- Симптом обесценивания проявляется в том, что ребенок начинает ругаться, дразнить и обзывать родителей. Например, в этом возрасте ребенок впервые вполне осознанно может использовать «скверные» слова в адрес родителей. Если такое поведение остается незамеченным или же вызывает смех, удивление, насмешку, то для малыша это может стать подкреплением его действий. 
- Деспотизм (в семьях с одним ребёнком.) У ребёнка появляется стремление проявлять власть по отношению к окружающим. Например, ребёнок может требовать, чтобы мама не ходила на улицу, а сидела дома, как он сказал. 
 Результатом кризиса является осознание себя как отдельного самостоятельного человека, который имеет свою волю.
   Родителям в данный период очень важно: 
  • С терпением и пониманием относиться к проявлениям «противо-воли» ребенка. Помните, что подавленная в этом возрасте воля ребенка впоследствии может привести к пассивности, апатии, зависимости и инфантильности. Следует позволять ребенку настаивать на своем (если это не вредно для его жизни и здоровья), даже когда вам это кажется нелепым или ненужным. Помнить, что так называемое упрямство — это реакция ребенка, который настаивает на чем-то не потому, что ему этого очень хочется, а потому, что ему важно, чтобы с его мнением считались;
  • Разбирать вместе с ребенком ситуации возникновения конфликтов в детском саду или на детской площадке. Учить его уважать собственные и чужие личностные границы. Для этого важно самим быть для него примером — то есть уважительно относиться к нему самому и членам вашей семьи; 
  • Бережно обращаться с чувствами ребенка. Сопереживать его горю, понимать злость, разделять с ним радость, чувствовать его усталость. Важно не подавить его эмоции, а научить его правильно обходиться с собственными эмоциональными реакциями; 
  • Осознавать, что речевые обороты и запас слов будут формироваться у него главным образом из той речи, которую он слышит в семье. Это расширит словарный запас ребенка, поможет в развитии его образного мышления, создаст эмоциональную близость и теплоту в ваших отношениях. Больше разговаривайте со своим ребенком, обсуждайте с ним события дня, спрашивайте его о том, что с ним происходило, а также терпеливо отвечайте на его вопросы.

Комментариев нет:

Отправить комментарий