Как
выбрать игрушку для ребенка и оценить ее
качество?
Выбрать игрушку в
настоящее время чрезвычайно трудно: наряду с
традиционными (куклы, мишки, мячики) появляются новые (динозавры, пауки,
покемоны и пр.), невиданные даже самыми молодыми родителями. Как
сориентироваться в этом мире продукции? Как оценить их игровой и развивающий
потенциал? Как выбрать то, что нужно ребенку? В сложившейся стихии рынка ответ
на эти вопросы чрезвычайно труден. Как показывают опросы, в большинстве случаев
игрушки выбираются и покупаются стихийно, в силу сложившихся обстоятельств или
внешних, поверхностных признаков (привлекательность, величина, стоимость,
желание угодить ребенку и пр.). Развивающий потенциал игрушки, ее
педагогическую «полезность» взрослые либо вовсе не учитывают, либо целиком
доверяются прилагаемой аннотации, в которой производитель пишет все, что хочет.
Отсутствие каких-либо ценностных ориентиров на рынке игрушек (как у
производителей, так и у покупателей) приводит к их бесконтрольному
производству, бессистемной закупке и бессмысленному потреблению. В результате
прилавки магазинов и детские комнаты завалены однотипными и, как правило,
бесполезными (а иногда и вредными!) игрушками, но нужных и важных для детского
развития нигде нет. Такая ситуация весьма негативно отражается на качестве
игры, а следовательно, и на эффективности развития ребенка.
Поэтому чрезвычайно важно при выборе игрушек учитывать не
только их красоту и санитарно-гигиенические свойства, но и возможный психологический
эффект
Требования, которые необходимо учитывать при выборе конкретной игрушки
1. Психолого-педагогические:
игрушка выступает как предмет деятельности ребенка и рассматривается с позиций
возможного развивающего эффекта.
2. Социо-культурные:
игрушка рассматривается с точки зрения ее объективных свойств, имеющих наиболее
важное значение для воспитания.
3. Технические:
прочность, качество изготовления, безопасность для здоровья – первые и
совершенно необходимые требования. При их отсутствии, т.е. при выявлении
какой-либо опасности для здоровья ребенка, дальнейшую психолого-педагогическую
оценку проводить нецелесообразно.
Игрушки, способствующие
социально-эмоциональному развитию: различные виды животных (мишки, зайчики,
собачки и пр.); куклы со всевозможной кукольной утварью; наборы для игры в
доктора, парикмахера, магазин; детали костюма и атрибуты, помогающие принять и
удерживать игровую роль (халат и шапочка врача, руль для машины, милицейская
фуражка, красная шапочка); транспортные ингушки (грузовик, поезд, машинка).
Игрушки, способствующие интеллектуально-познавательным и моторным способностям:
всевозможные кубики, конструкторы, пазлы, мозаика, лото, домино и пр. Игрушки,
способствующие развитию физических качеств: мячи, обручи, скакалки, кегли.
Итак, действия ребенка с игрушкой должны быть осмысленными,
вариативными, самостоятельными и включенными в коммуникацию. Все это
психолого-педагогические требования к игрушке, которые нужно использовать при
ее выборе.
Комментариев нет:
Отправить комментарий