С приходом ребёнка в
дошкольное учреждение его жизнь существенным образом меняется. Строгий режим
дня, отсутствие родителей или других близких взрослых, новые требования к
поведению, постоянный контакт со сверстниками, другой стиль общения - всё это обрушивается
на малыша одновременно, создавая стрессовую ситуацию. В жизни ребенка наступает
самый сложный период за все его пребывание в детском саду – период адаптации.
Адаптацией
принято называть процесс вхождения ребенка в новую социальную среду и привыкание к её условиям. Это
сложный, кризисный период, сопровождающийся потерей аппетита, сна, повешенной
капризностью, плаксивостью и эмоциональной неустойчивостью, а в некоторых
случаях разрушением уже сложившихся положительных навыков и умений.
Понижение аппетита, сна, эмоционального состояния приводит к снижению
иммунитета, к ухудшению физического
развития, потере веса, иногда к заболеванию.
Исследования педагогов,
медиков показывают, что характер адаптации зависит от следующих факторов:
- Возраст ребенка. Труднее адаптируются к новым условиям дети в возрасте от 1 до 2-х лет. После 2-х лет дети значительно легче могут приспосабливаться к новым условиям жизни в силу приобретенного опыта поведения в различных ситуациях.
- Состояния здоровья и уровня развития ребенка. Здоровый, хорошо развитый ребенок легче переносит трудности социальной адаптации.
- Индивидуальные особенности.
- Сформированность предметной игровой деятельности. Такого ребенка можно заинтересовать новой игрушкой, занятиями
- Условия жизни в семье. Это создание режима дня в соответствии с возрастом и индивидуальными особенностями, формирование у детей умений и навыков, а также личностных качеств (умение играть с игрушками, общаться со взрослыми и детьми, самостоятельно обслуживать себя и т.д.).
- Опыт общения со сверстниками и взрослыми. Малыши, которые до поступления в детский сад неоднократно попадали в разные условия (посещали родственников, знакомых, выезжали на дачу и т.п.), легче привыкают к дошкольному учреждению.
При легкой адаптации отрицательное эмоциональное состояние длится недолго. В это время малыш плохо спит, теряет аппетит, неохотно играет с детьми. Но в течение первого месяца после поступления в детский сад по мере привыкания к новым условиям все нормализуется. Ребенок как правило не заболевает в период адаптации.
При адаптации средней тяжести эмоциональное состояние ребенка нормализуется более медленно и на протяжении первого месяца после поступления он болеет, как правило, острыми респираторными инфекциями. Заболевание длится 7-10 дней и завершается без каких-либо осложнений.
При адаптации средней тяжести эмоциональное состояние ребенка нормализуется более медленно и на протяжении первого месяца после поступления он болеет, как правило, острыми респираторными инфекциями. Заболевание длится 7-10 дней и завершается без каких-либо осложнений.
Самой
нежелательной является тяжелая адаптация, когда эмоциональное
состояние ребенка нормализуется очень медленно (иногда этот процесс длится
несколько месяцев). В этот период ребенок либо переносит повторные заболевания,
часто протекающие с осложнениями, либо проявляет стойкие нарушения поведения.
Тяжелая адаптация отрицательно влияет как на состояние здоровья, так и на
развитие детей.
Дак как же помочь
ребенку адаптироваться в условиях ДОУ? Вот
ряд рекомендаций, которые смогут облегчить адаптационный период вашему малышу.
- Необходимо приблизить режим дня в домашних условиях к режиму дошкольного учреждения, формировать у ребенка привычку вовремя ложиться спать и вовремя вставать, принимать пищу и бодрствовать по часам. Планомерно, постепенно подводите ребенка к четкому его выполнению. Чтобы ребенку было легче просыпаться по утрам, включите бодрую музыку или приходите будить его вместе с любимой игрушкой. Так же не стоит сильно менять режим ребенка в выходные дни.
- Если ребенок засыпает только с помощью взрослого, попытайтесь изменить данную привычку и предоставить ему возможность уснуть самостоятельно. Ломка сложившихся стереотипов при укладывании спать приводит адаптирующегося ребенка к негативным реакциям. Поэтому лучше это сделать в домашних условиях.
- Пребывание ребенка в дошкольном учреждении предполагает трехразовое питание, что обеспечивает нормальную жизнедеятельность и работоспособность детского организма. Однако не все дети хорошо едят в детском саду. Это связано, прежде всего, с изменением рациона детского питания. Поэтому следует пересмотреть меню, приучать детей есть разнообразные блюда, ежедневно употребляя супы, каши.
- Необходимо обратить особое внимание на формирование у детей навыков самостоятельности. Ребенок, умеющий самостоятельно есть, раздеваться и одеваться (кроме застегивания пуговиц и завязывания шнурков), не будет чувствовать себя беспомощным, зависимым от взрослого, что положительно скажется на его самочувствии. Умение самостоятельно занять себя игрушкой поможет ребенку отвлечься от переживаний, на какое-то время сгладить остроту отрицательных эмоций.
- Готовьте ребенка к общению с другими детьми и взрослыми. Посещайте детские парки, площадки, берите с собой в гости. Наблюдайте, как он себя ведет: легко находит общий язык с окружающими, хочет общаться или, наоборот, замкнут, застенчив, робок, конфликтен в общении. Учите ребенка общению с окружающими людьми: как подойти, познакомиться с детьми, предложить свои игрушки, спросить что-либо, поблагодарить, попросить и т.д., что при этом надо сказать. Называйте других детей в присутствии ребенка по именам. Спрашивайте его дома о знакомых детях: Диме, Анжеле, Саше, Оле и т.д. Поощряйте обращение ребенка к другим людям за помощью и поддержкой, а также любой другой вид общения с окружающими в вашем присутствии.
- Готовьте ребенка к временной разлуке с близкими людьми, внушайте ему, что он уже большой и должен обязательно ходить в детский сад, — все дети ходят, что в детском саду очень хорошо, интересно. Расскажите ребенку, что такое детский сад, зачем туда ходят дети, что они делают, чему учатся.
- Больше всего родитель и ребёнок расстраиваются утром при расставании. Долгие прощания и уговоры с обеспокоенным выражением лица вызовут у ребёнка тревогу. Поддерживайте малыша, проявляйте свою любовь, говорите ласковые слова. После детского сада проводите больше времени с ребёнком, расспрашивайте, как прошёл день, что он делал в детском саду.
- Если родителям удается приблизить домашний режим к режиму дошкольного учреждения, сформировать у ребенка навыки самообслуживания, умение общаться со сверстниками, занять себя, а так же эмоционально поддерживать ребенка, то адаптационный процесс для ребенка пройдет менее болезненно.
Комментариев нет:
Отправить комментарий